расписание
друзья
+380 50 488-48-78
контакты
Готовность к школе. Мнение нейропсихолога
теги:
поделиться:

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.  Пусть он работает, действует, бегает –
пусть он находится в постоянном движении.

Ж.-Ж. Руссо
 

Осторожно – детская гиподинамия!


Вашему малышу четыре или уже пять – ещё чуть-чуть, и Вы уже мама первоклассника! :)


Для того чтобы Вам с ребёнком было радостно в новом статусе, кое о чём нужно задуматься сейчас…. Прежде всего о том, насколько здоров и крепок Ваш ребёнок, и что предпринять для укрепления его здоровья. Ведь только здоровый ребёнок способен успешно освоить школьную программу.


Хорошие родители знают, что ребёнок познаёт мир в движении. Без движения нет развития. Им известно также, что основным видом деятельности, в которой происходит развитие ребёнка дошкольного возраста, является игра. Во времена нашего с вами детства мы много играли во дворе, вместе с этим учились общаться и незаметно умнели.  Помните, как много было подвижных игр: казаки – разбойники, салки, догонялки, вышибалы, классики, резиночки и т.д.?


А что сегодня? Дети все больше времени проводят возле компьютера, телевизора, с планшетом. Неутешительная статистика утверждает, что в дошкольных учреждениях двигательный компонент в режиме дня ребенка уже не превышает 30% при норме не менее 50% времени бодрствования. В школьном возрасте у 50% 6–8-летних, у 60% 12-летних и у 80% старшеклассников отмечается выраженная степень двигательной недостаточности.


Детская гиподинамия - мощный фактор, который приводит к разнообразным нарушениям здоровья…. и, к сожалению, к ухудшению познавательных и творческих способностей.


Готовимся к школе - выбираем движение


Мозг ребёнка можно представить в виде дома. Сначала закладывается фундамент – глубокие, стволовые отделы мозга, которые обеспечивают общий энергетический тонус, а значит – работоспособность и готовность к обучению. Затем строятся стены, лестницы, лифты - подкорковые структуры, системы, обеспечивающие приём и передачу информации. И, наконец, возводится крыша - кора головного мозга.  Она отвечает за формирование высших психических функций, так необходимых для успешного обучения и любой деятельности: памяти, внимания, воображения, мышления.


Для того, чтобы дом был прочным, каждый этаж и особенно фундамент должны быть прочными. Ведь если что-то упущено, то вся конструкция или ее часть обязательно рано или поздно обрушатся.


Формирование мозговых структур активно происходит до 9 лет. И если мозг ребёнка будет правильно развиваться в дошкольном периоде, то ребенок легко освоит все школьные знания, ведь «нижние этажи» и «фундамент» уже будут построены.


Мозг ребёнка развивается только в движении, а значит дошкольника важно не только не ограничивать в нем, а лучше еще и помочь осваивать всё новые и новые варианты движений. Всё просто: чем разнообразнее двигательный репертуар ребёнка, тем лучше развиваются его память и интеллектуальные способности. И наоборот. Доказано, например, что ребёнку, который путается в схеме собственного тела, понятиях «право» и «лево», с трудом будет даваться математика, сколько бы его не заставляли решать задачки.


Что, например, происходит с мозгом ребёнка, когда он вволю крутится, бегает, кувыркается? Незаметно развивается вестибулярный аппарат, активно учатся взаимодействовать левое и правое полушария мозга.
Некоторые мамы могут возразить: «Дай только волю – потом не угомонишь!» Согласна, поэтому детей нужно учить успокаиваться, расслабляться, чтобы не допустить перерасхода энергии. Целенаправленно устраивать короткие релаксационные паузы, желательно под сопровождение спокойной музыки. Пожалуй, в наш век, наполненный стрессами важно всех детей обучать как можно раньше умению контролировать состояние организма, вовремя снимать нервное напряжение, регулировать дыхание, восстанавливать эмоциональное состояние… В этом плане, ликбез необходим и многим родителям.


Очень полезны так называемые логоритмические игры, или игры с движениями (в том числе, известные многим пальчиковые игры), в процессе которых развиваются мелкая и крупная моторика.


Таким образом, уже в дошкольном возрасте возникает необходимость целенаправленного посещения занятий, где ребёнок мог бы получить полноценную двигательную нагрузку. Благо сейчас на рынке множество программ по детскому фитнесу, детской йоге, ритмике, хореографии, плаванию и т.д. Среди них, кстати, хотелось бы отметить детские групповые программы комплексного коррекционного и развивающего воздействия, которые ещё не на слуху у современных украинских родителей, но достаточно широко известны в России, - например, «нейройога» или «горизонтальный пластический балет». Эти программы хороши тем, что учитывают логику развития движений ребёнка. И полезны абсолютно всем деткам.


Немного о специальной подготовке.


Если ребёнок изначально имел различные отклонения в здоровье и развитии, это обязательно отразится в его движениях. И, в таком случае, ему нужны специально подобранные упражнения, которые помогут восполнить имеющиеся пробелы.


Понаблюдайте за ребёнком. Насколько сейчас он развит физически? Ловок? Спокоен и «удобен» или чересчур непоседлив? Умеет ли сосредотачивать внимание, когда нужно? Хорошо ли контролирует своё тело, не часто ли спотыкается, не налетает ли случайно на вещи? Возможно, ходит на носочках? Бывает ли так, что он делает лишние движения (например, высовывает язык) во время письма или другой деятельности? Присутствуют ли невротические реакции (нарушение сна, страхи, тики, энурез, заикание)?


Если отклонения отмечаются, то стоит обратиться к такому специалисту как нейропсихолог. Просто развивающие занятия по подготовке к школе (развитие логики, речи, занятия чтением и счётом, подготовка руки к письму) здесь не помогут, так как они направлены только на «починку крыши».


На основании проведённой нейродиагностики специалист предложит Вашему ребёнку индивидуальную нейрокоррекционную программу по развитию двигательного репертуара, в основе которой лежит метод замещающего онтогенеза. Метод разработан российскими нейропсихологами и основан на простом и одновременно гениальном принципе: если у ребёнка есть отклонения в развитии, значит, исправить их можно с помощью системы правильно организованных движений!


Говоря простым языком, если ребёнок пропустил этап ползания – в процессе нейрокоррекции мы учимся качественно ползать; если не может сосредоточиться – отрабатываем специальные глазодвигательные упражнения; слишком напряжён или вял – делаем дыхательные упражнения и растяжки.


Это позволит как бы снова пройти не пройденный вовремя путь развития, что и вызвало так называемый дизонтогенез (отклонения в развитии); стабилизировать и скоординировать работу отдельных зон мозга; «восстановить фундамент и стены», выстроить необходимые мозговые структуры; выстроить разнонаправленные мозговые связи, обеспечивающие его работу как единой системы; подготовить почву к развитию высших психических функций, успешному преодолению школьных нагрузок. И … за несколько месяцев регулярных занятий, при условии выполнения Вами с ребёнком домашних заданий, могут произойти чудеса! Значительно улучшится успеваемость по «трудным» предметам; ребёнок-тихоня или невротик начнет адекватно играть и общаться с окружающими, пропадут страхи и смущающие вас обоих неприятные неожиданности…


Подведём итоги.


Мозг ребёнка имеет свои закономерности развития. Он развивается наиболее активно до шести-семи лет, и далее постепенно завершает свое формирование, полностью дозревая примерно к двадцатилетнему возрасту.
Мозг развивается в движении. Поэтому хорошая готовность к школе возможна только при освоении дошкольником максимального разнообразия двигательных навыков.
Если у ребёнка замечены отклонения в развитии, то правильно построенный комплекс физических упражнений является необходимым лекарством, а «прописать нужный рецепт» поможет специалист-нейропсихолог.


Успешной вам подготовки! :)


Инна Жохова
Детский психолог

Комментарии
Ваше имя
E-mail (адрес не будет опубликован)
Комментарий
Наш менеджер свяжется с вами в течении
одного рабочего дня